Эмоциональная зрелость и эмоциональная незрелость

Эмоциональная зрелость и эмоциональная незрелостьСозревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления (Allport, 1961). Олпорт видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Эмоциональная зрелость.

Шесть черт психологически зрелого человека по Гордону Олпорту:

1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.

Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлечённости. По Олпорту, любовь к себе – это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

2. Зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям.

Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект тёплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.

4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания.

Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают её искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: «Единственный способ продлить жизнь – это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить» (Allport, 1961, р. 290). Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.

Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: «Знать самого себя». Олпорт называл его «самообъективацией». Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется чёткое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, – это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его.

6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Зрелые люди способны видеть целостную картину, благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь – по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни даёт поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придаёт значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Альберт Эллис и сторонники рационально-эмоционально-когнитивного направления в психологии (РЭПТ, рационально-эмоционально-поведенческая терапия ) так же выделили признаки эмоциональной зрелости.

признаков эмоциональной зрелости по Альберту Эллису

1.Счастье как цель жизни.

Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

2. Долговременный гедонизм.

Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

3.Принятие факта смертности.

Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

4.Самоопределение.

Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

5. Принятие неопределённости.

Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

6.Приверженность творческим поискам.

Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

7. Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) . Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

8.Социальные интересы.

Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

9.Гибкость.

Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования (требования к себе, к окружающим людям и к миру в целом ) суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

10.Принятие действительности.

В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны (подвержены ошибкам), ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

11.Готовность к рискованным поступкам.

Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

12. Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм.

Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура (американский протестантский теолог – прим. ред.): иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

13. Эмоциональная ответственность.

Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

 

Эмоциональная незрелость.

Одним из дефектов воспитания в дисфункциональной семье, является эмоциональная незрелость.

Эмоционально-незрелые люди, это неуверенные в себе люди, которым для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужны «подпорки». Они не способны переживать трудности и проблемы, в критических жизненных ситуациях у них есть необходимость «спрятаться в домик», «убежать» от болезненного для них мира. В качестве «бегства» они используют агенты зависимости: алкоголь, наркотики, секты, эзотерика, магия, азартные игры… агентом зависимости даже может быть человек. Кроме того, не желая мириться с окружающим миром, они мечтают его изменить, взять под контроль – агенты зависимости, на первых этапах дают иллюзию того, что это у них получается. Путем достижения изменения своего сознания, или крайних, пиковых эмоций, эйфории, они чувствуют себя увереннее, сильнее, могущественнее. Они не знают как им жить, им нужна «инструкция», они ищут какой-то глобальный “смысл жизни”, прячась от самой жизни. В этом отношении им “помогают” агенты зависимости, которые становятся для них “смыслом”. Без подобных «подпорок», они чувствуют себя дискомфортно. Они похожи на больших детей, “застряли” где-то детстве, и нуждаются в руководстве.

Эмоционально незрелые люди боятся открыто выражать свои чувства, показать свою слабость, и им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать свою значимость, важность, ощущать проявления любви от окружающих, поэтому они болезненны к критике, часто сравнивают себя с кем-то, у них занижена самооценка, они не любят себя, порой чувствуют себя ущербными, и судорожно ищут способы находиться на высоте и демонстрировать свою «крутость», «важность» за счет каких-то внешних проявлений.

У них ничего не бывает в меру. Если любовь – то “до умопомрачения” и изживания со свету дуг друга, если религия – то до слепого фанатизма, если спорт – то до изнеможения и проблем со здоровьем, если работа – то до инфаркта… Они не умеют просто чем-то увлечься, они “утопают” в том, что находят, используют это в целях забытья от реальности. Происходит это из-за присущего эмоционально незрелым людям ощущения «духовной пустоты», и необходимостью постоянно чем-то или кем-то эту «пустоту» заполнять. Они пытаются заполнить её агентом своей зависимости. Им плохо наедине с собой, со своими чувствами.

Эмоционально незрелые люди не способны серьезно планировать. Их планы, как правило, рассчитаны или до ближайшего действия, или больше похожи на несбыточные мечты. Они не способны взять на себя ответственность, стараются её избежать, взвалить на кого-либо другого, поэтому в адрес других людей они часто используют слова “должен”, “должна”, должны”. Они не извлекают опыт из ошибок, и во всех проблемах ищут виноватых, упрекают обстоятельства или других людей в своей несостоятельности, в том, что жизнь не удалась. Конечно, если ответственен за тебя другой – он и будет виноват за то, что ты сделал не так.

Они часто витают в фантазиях, типа:

«вот если бы я жил в другом городе, то всё было бы по- другому…»,

или «если бы я женился (или не женился)…»,

или: «если бы я мог уйти с этой работы…»,

или «если бы у меня был ребенок…»,

или «если бы он вел себя по-другому…» и т.п.

Им кажется, что если бы… то всё бы было хорошо, но они не способны понять, что зачастую проблема не в обстоятельствах, не в людях, окружающих их, а в них самих, а все эти «если бы…» – всего лишь мечты.

Эмоциональная зрелость и эмоциональная незрелостьСтрахи и страдания порой руководят эмоционально-незрелыми людьми. Они рождаются в их фантазии, и часто не позволяют сделать то, что эти люди могли бы сделать в реальности действенного, важного… Когда, казалось бы, всё в порядке – эмоционально незрелые личности начинают мучить себя трагичными воспоминаниями, виной за прошедшие события, или представлять тревожные картинки будущего, которое в реальности скорее всего произойдет по-другому, нежели они видят в «своем кино», или вообще не произойдет. Из-за этого они почти постоянно тревожны, «заморочены», напряжены. Алкоголь, наркотики, секты, азартные игры, другой человек, на первых этапах зависимости выполняют роль «успокоительного», «расслабляющего», «отвлекающего», как бы помогают забыться от напряжения, но это обман. На более поздних стадиях эйфория проходит и приходит горькая расплата.

 

 

Олпорт (Allport) Гордон Уиллард (11.11.1897, Монтесума, шт. Индиана – 9.10.1967, Кембридж, шт. Массачусетс, США) – американский психолог, специалист по психологии личности.

Tags: ,